ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ТУРИСТСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА


  1. Краткое географическое положение района, его туристские возможности

    Обширный район нашего похода находится на севере Красноярского края, между 66? и 72? северной широты (650 км в меридиональном направлении). Район похода географически относится к Среднесибирскому плоскогорью, административно – к северной части Эвенкийского автономного округа и южной части Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Это одна из наименее изученных территорий России. Здесь приводится информация и о Среднесибирском плоскогорье, и об автономных округах.

    Мойеро – река на Среднесибирском плоскогорье, в Эвенкии, правый приток Котуя. Длина 825 км, площадь бассейна 30,9 тыс. км2. Стекает с Вилюйского плато, течёт главным образом на север. В средней и нижней части течение быстрое; в среднем течении пороги, в нижнем течении много перекатов. Питание снеговое и дождевое. Замерзает в октябре, вскрывается в конце мая – июне. Наиболее значительный приток – Мойерокан (правый).

    Котуй – река на Среднесибирском плоскогорье, в Эвенкийском и Таймырском автономных округах, правая составляющая реки Хатанга. Длина 1409 км, площадь бассейна 176 тыс. км2. В верхнем и среднем течении пороги. Основной приток – Мойеро (правый). Истоки Котуя находятся в самом центре плато Путорана. Выйдя из Путоран, Котуй меняет направление с юго-восточного на северо-восточное, сливается с Мойеро и течет на север между плато Путорана и Анабарским плато. С Анабара приходит второй по величине приток Котуя – Котуйкан (правый). Выйдя из гор, Котуй сливается с Хетой и образует реку Хатанга, которая через 150 км впадает в Хатангский залив моря Лаптевых.

    Среднесибирское плоскогорье

    Обширное плоскогорье в Восточной Сибири, в пределах Якутии, Красноярского края и Иркутской области. Ограничено на юге горами Восточного Саяна, Прибайкалья и Северного Забайкалья, на западе – долиной реки Енисей, на севере – Северо-Сибирской низменностью, на востоке – Центральноякутской равниной. Площадь около 3,5 млн. км2. Лежащая в основе Среднесибирского плоскогорья Сибирская платформа – наиболее древняя часть Сибири. Ее ядро сформировалось уже в архее (2,6 млрд лет назад).

    Широкие плато и кряжи (плато Путорана, Вилюйское плато, Енисейский кряж) сложены осадочными и вулканическими породами (траппы, туфы) и чередуются с плоскими широкими междуречьями (высота 500-700 м). Самые приподнятые участки – плато Путорана (высота до 1701 м), Енисейский кряж (высота до 1104 м). На Анабарском плато высоты достигают 905 м, на Вилюйском плато – 962 м.

    Большинство рек многоводны, текут преимущественно в глубоких и узких долинах, имеют быстрое течение, изобилуют порогами. Крупнейшие реки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара, Лена (с Вилюем), Хатанга, Анабар, Оленек.

    Практически вся территория плоскогорья находится в зоне многолетней и островной мерзлоты. Большая часть плоскогорья расположена в зоне светлохвойной тайги; преобладают лиственничные леса. На севере (плато Путорана, плато Сыверма, Анабарское плато) обширные пространства заняты горной тундрой. Для животного мира тайги характерны лось, кабарга, бурый медведь, росомаха, для тундры – лемминги, песец, заяц-беляк, северный олень. Из птиц – глухарь, рябчик, гусь. Реки богаты рыбой (сибирский осётр, сиг, таймень, хариус и др.). Промысловое значение имеют белка, соболь, ондатра. На территории плоскогорья 9 Особо охраняемых природных территорий (ООПТ) – заповедников, национальных парков, заказников.

    Эвенкия, Эвенкийский автономный округ

    Образован 10 декабря 1930 г. Согласно Федеративному договору 1992 г. и Конституции РФ 1993 г., являлся самостоятельным субъектом РФ, в административно-территориальном отношении оставаясь частью Красноярского края. В апреле 2005 г. состоялся референдум, по итогам которого 1 января 2007 г. произойдет слияние Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским автономными округами.

    Округ расположен в Красноярском крае между 60° и 69° северной широты. Площадь округа 767,6 тыс. км2. Административный центр – посёлок городского типа Тура. Общая численность населения округа на начало 2000 г. – 18,5 тыс. чел., из них русские составляют 67,5%, эвенки – 14,1%. Плотность населения самая низкая в России – 0,03 чел. на 1 км2.

    Эвенкия занимает центральную часть Среднесибирского плоскогорья, бассейн правых притоков Енисея Подкаменной и Нижней Тунгуски. На территории Эвенкии, около оз. Виви, находится географический центр России.

    Рельеф в северо-западной части округа представлен самым большим в мире базальтовым массивом гор плато Путорана, на востоке – древними горами Анабарского плато. Плато Путорана – наиболее возвышенная часть округа (высшая точка – г. Камень, 1701 м).

    Самые крупные реки – Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска. В пределах округа берут начало р. Курейка, впадающая в Енисей, а также р. Котуй с притоком Мойеро. В горах плато Путорана самая высокая плотность водопадов в России. Водопады на реках Курейка и Ядун – крупнейшие в России.

    Значительная часть территории Эвенкии находится в зоне вечной мерзлоты. Благодаря своей огромной протяженности с юга на север территория округа расположена в разных природных зонах: горных лесах, тайге, лесотундре, арктической и субарктической тундре. Свыше 80% территории покрыто лесами. Основу практически нетронутой эвенкийской тайги составляют хвойные породы. На Крайнем Севере тайга сменяется лиственничным редколесьем, мохово-лишайниковой тундрой (10% территории).

    Биологические ресурсы округа отличаются поразительным богатством: здесь обитают сотни видов зверей, птиц, рыб, в том числе уникальных.

    Эвенки – самая многочисленная и широко расселенная народность из числа так называемых малых народностей Севера. В Эвенкийском автономном округе проживает немногим более 3 тыс. эвенков. А около 30 тыс. расселены по Восточной Сибири и Дальнему Востоку. Около 20-30 тыс. эвенков (возможно, больше, чем в России) проживает по отрогам Хингана, в северо-восточном Китае. Небольшие группы живут также на севере Монголии.

    Важнейшее хозяйственное значение для округа имеют оленеводство, охотничий и рыбный промысел, лесопользование. Оленеводство – основной источник существования коренного населения. Наиболее стабильные и высокие доходы приносит по-прежнему пушной промысел (основная пушнина – соболь, «золото Эвенкии»). Ежегодно охотники добывают до 30 тыс. собольих шкурок, что составляет 12-14 % общероссийского объема заготовок.

    На северо-востоке Эвенкии, в междуречье рек Котуй и Мойеро, открыто Харамайское кимберлитовое поле. В его пределах известно 165 кимберлитовых тел, из них 88 трубок и 77 даек; в 35 трубках установлены мелкие алмазы, содержание которых ниже промышленных. Полноценных работ по определению степени алмазоносности трубок здесь так и не проведено. Относительно недалеко находятся богатые алмазами трубки Якутии – Айхал и Удачная.

    Енисей связывает округ с Красноярским краем, откуда речным транспортом доставляются промышленные грузы и продовольствие. Столица Эвенкии пос. Тура связана с Красноярском речным путем по Енисею и Ниж. Тунгуске. Летом 2006 г. низкий уровень воды не позволил судам подниматься в Туру, что сказалось на доставке грузов.

    Эвенкия – гигантский природный заповедник, обладающий огромными рекреационными, биологическими, топливными и минеральными ресурсами. Эвенкия считается самым экологически чистым регионом в России, а возможно, и в мире. Уникальная природа привлекает туристов и любителей северной экзотики. Место падения Тунгусского метеорита по-прежнему манит к себе исследователей – профессионалов и любителей.

    Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ

    Образован 10 декабря 1930 г. Согласно Федеративному договору 1992 г. и Конституции РФ 1993 г., стал самостоятельным субъектом РФ, в административно-территориальном отношении оставаясь частью Красноярского края. В апреле 2005 г. состоялся референдум, по итогам которого 1 января 2007 г. произойдет слияние Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским автономными округами.

    Округ занимает северную часть Среднесибирского плоскогорья, территорию полуострова Таймыр и ряд арктических островов; омывается морем Лаптевых и Карским морем. Это единственный регион России, полностью находящийся за Северным полярным кругом, и самый крупный округ в России (его площадь 862,1 тыс. км?).

    Административный центр – г. Дудинка. Общая численность населения на начало 2000 г. – 44,1 тыс. чел. Население распределено по территории округа крайне неравномерно и проживает преимущественно вдоль главных рек. Плотность населения – 0,1 чел. на 1 км?. В Таймырском округе проживают представители 110 национальностей, из которых около 20 – коренные народы Севера общей численностью 9,4 тыс. чел. Русские составляют 73% населения, долганы 10%, ненцы 5,3%, нганасаны 1,7%.

    На территории округа расположен Норильский промышленный район (численность населения 260 тыс. чел.), подчиненный администрации Красноярского края и включающий города Норильск, Кайеркан, Талнах и поселок городского типа Снежногорск.

    Главные реки – Енисей, Пясина, Хатанга, Котуй, Верхняя и Нижняя Таймыра, Хета. Самые крупные озера – Таймыр (второе по величине в Сибири после Байкала), Лама, Пясино, Хантайское. Много заболоченных пространств. Полуостров Таймыр пересекают горы Бырранга, протяженность которых составляет 1100 км, а высота достигает 1146 м. Значительную часть территории занимают ледники и многолетняя мерзлота. Из-за сурового климата растительность большей части территории округа бедна. На юге округа – лесотундра, в средней части – растительность тундр, на севере – арктические и горные пустыни. Лишь вдоль р. Хатанги, вплоть до 72° северной широты, расположены лиственничные леса. Самая северная граница леса в мире находится в бассейне реки Хатанга, в урочище Ары-Мас.

    Животный мир богат: обитают северный олень, песец, волк, лемминг, горностай, заяц-беляк; белая сова, белая и тундряная куропатки; здесь находятся гнездовья перелётных птиц. В реках много рыбы, в том числе лососёвые и осетровые; в морях – тюлени, моржи, белухи. Экосистема Таймырского округа очень чувствительна к воздействию промышленного производства, поэтому остро стоит вопрос о сохранении его уникальной природы. В округе созданы три заповедника: Большой Арктический – самый крупный в мире, Таймырский биосферный и Путоранский, в совокупности занимающие 2% территории округа.

    Мы были удивлены, узнав, что угледобывающая шахта «Котуй» в маленьком поселке Каяк на нашем маршруте – весьма значительное промышленное предприятие Таймырского округа. Вообще добыча угля имеет наибольший удельный вес в экономике округа – 40%. Запасы каменного угля на Таймыре уникальны по своим объемам. Таймыр – наименее изученный в геологическом отношении регион России (исследовано лишь 2% его недр). Несмотря на это, база сырьевых ресурсов полуострова оценивается как значительная. На территории округа открыто более 30 месторождений нефти и газа, 3 из них уже действуют.

    Сельское хозяйство специализируется на оленеводстве, звероводстве (голубой песец, серебристо-чёрная лисица), охотничьем, пушном и рыбном промыслах, а также на переработке продукции этих отраслей (рыбозаводы в Хатанге и Дудинке). 35% продукции дают семейно-родовые промысловые хозяйства. Положение сельхозпредприятий ухудшается: сворачивается производство, сокращается поголовье домашних животных. Ежегодный промысловый отстрел диких оленей в последние годы сократился в 10 раз и составляет 5-6 тыс. голов в год вместо традиционно добывавшихся 60 тыс. голов.

    Через Хатангу проходит трасса Северного морского пути Мурманск – Диксон – Хатанга – Тикси – бухта Провидения, в Дудинке расположен крупнейший морской и речной порт Сибири. Енисей связывает округ с Красноярским краем, откуда речным транспортом доставляются промышленные грузы и продукты питания.

    Туристские возможности района похода определяются в основном транспортными возможностями (авиация) и ограничиваются только толщиной кошелька участников. Один из наиболее ходимых в прошлом маршрутов (рыболовных туров) по Мойеро с заброской группы в район порога «Смирновского» и вывозом группы после прохождения Ирбуклинского каскада обратно в Туру в настоящее время по деньгам стал абсолютно неприемлемым для большинства туристов. Остались маршруты, которые заканчиваются в населенных пунктах, выброска из которых не связана с вертолетом: маршрут по Мойеро с переходом на Оленек или Арга-Салу – Оленек, маршрут по Котую с заброской из Норильска на озеро Харпича. Было бы интересно по большой воде проплыть по основному притоку Мойеро Мойерокану. Это может оказаться и спортивно, и рыболовно. При этом рыболовный потенциал Мойеро отнюдь не велик. Группа, шедшая по Мойеро третьей в течение недели, уже страдала от отсутствия тайменя. Несмотря на то, что все ловили по принципу «поймал – отпустил», количество пойманных тайменей у третьей группы было на порядок меньше.

  2. Климатические и иные характеристики района похода

    Эвенкия по климатическим условиям отнесена к районам Крайнего Севера. Условия жизни в Таймырском А.О. – наиболее суровые по сравнению с другими регионами России.

    Климат в районе похода резко континентальный.

    Зима продолжительная и холодная, в северной части – с сильными ветрами, средняя температура января от -32°С до -37°С. В Эвенкии температура доходит до -60°С, абсолютный минимум составляет -70°С (Тембенчи).

    Лето короткое. В южной части (Эвенкия) лето тёплое, температура доходит до +35°С, средняя температура июля до +16°С. Абсолютный максимум +39°С (Байкит). В северной части (Таймырский А.О.) лето холодное, средняя температура июля +12°С. Абсолютный максимум зафиксирован в Хатанге и составляет +34°С.

    Среднегодовая температура в Хатанге -13,4°С.

    Средние температуры самого холодного и самого теплого месяцев для некоторых населенных пунктов Эвенкии и Таймырского А.О. приводятся в сравнении со средними температурами в Москве, Санкт-Петербурге и Красноярске.

      средняя температура января средняя температура июля
    Санкт-Петербург -7,7°С +17,5°С
    Москва -10,7°С +18°С
    Красноярск -18,2°С +19,3°С
    Норильск -25°С +13,6°С
    Дудинка -28°С +12,8°С
    Хатанга -34°С +12,3°С
    с. Ессей (север Эвенкии) -37,2°С +13,3°С
    Тура (центр Эвенкии) -36,8°С +15,5°С
    Байкит (юг Эвенкии) -31,5°С +16,5°С

    Большая часть осадков выпадает в летний период – от 200 до 300 мм, в холодный период – от 50 до 100 мм. Годовая норма осадков 300 мм (с. Ессей), 237 мм в год (Хатанга).

    Безморозный период составляет примерно 40 суток.

  3. Варианты подъезда и отъезда, расписание движения транспорта

    Подъезд к началу маршрута: Красноярск – Тура (самолет), из Туры – заброска вертолетом на реку.

    Летом 2006 г. рейсы из Красноярска в Туру совершались авиакомпанией «Сибавиатранс» 4 раза в неделю на самолете АН-24. При этом есть еще рейсы, которые перевозят вахтовиков. У «Сибавиатранса» нет представительства в Москве, эта авиакомпания базируется в Красноярске, но она входит в авиационный альянс «AirUnion» («Авиасистема объединенных маршрутов России»), и билеты на ее рейсы продаются в Москве через «Билет Маркет». Официально продажа билетов начинается за месяц. Мы заказали билеты существенно раньше, и нам их то ли забронировали, то ли вовремя заказали.

    За 2 недели до вылета билетов на наш рейс не было, и на ближайшие сроки тоже.

    Переоформление билетов на рейс Красноярск – Тура на другую фамилию (с этим мы тоже столкнулись) осуществляется через Красноярск. Из московских касс посылают запрос в Красноярск, там отвечают, какую бумагу необходимо предъявить, и разрешают обмен.

    Вертолетная заброска осуществляется через Государственное предприятие Эвенкийского автономного округа «Эвенкия Авиа»

    Генеральный директорФатьянов Николай Дмитриевич
    Зам.директораЯшуткин Александр Владимирович
    приемная8 – 3912 – 63-63-63, 8 – 3912 – 56-09-50
    Зам.директора по летной части Грищенко Юрий Иванович:8 – 39113 – 2-25-41
    Секретарь:Елена Рафаиловна
    Тел/факс8 – 39113 – 2-22-30
    Отдел перевозок: 8 – 39113 – 2-25-52
    (код Туры – 39113, код Красноярска – 3912, в Туре есть телефонные номера с красноярским кодом)

    Основные переговоры по поводу полета – сколько человек берет вертолет, дальность заброски, вес груза – велись с Ю.И. Грищенко. Но он много времени проводит в полетах, поэтому застать его на месте сложно. Переговоры по поводу цены велись с А.В. Яшуткиным.

    В Туре есть несколько вертолетов МИ-8Т (обычных) и один вертолет МИ-8АМТ (усиленный МИ-8). МИ-8Т на расстояние 250-300 км берет 14 человек с грузом. МИ-8АМТ берет больше – до 20 человек с грузом, то есть заброска на нем может оказаться дешевле, т.к. цена летного часа на этих вертолетах отличается несильно. Летом 2006 г. цена 1 летного часа составляла: для МИ-8Т – 56592 руб., для МИ-8АМТ – 64493 руб. Но вертолет МИ-8АМТ находится в распоряжении непосредственно губернатора, и рассчитывать на него сложно.

    Мы – двумя группами – собирались лететь именно на МИ-8АМТ и набирали участников, чтобы заполнить этот вертолет. Нам сказали, что в принципе на него можно рассчитывать. Постепенно стало выясняться, что тогда, когда мы хотим лететь, этот вертолет занят. Пилоты посетовали, что мы не договорились с ними о дате заброски. Нас набралось 18 человек, и одним обычным вертолетом нас везти отказывались. Предложили лететь на двух МИ-8Т, но тогда вместо относительно дешевого варианта заброски мы получали очень дорогой. Дней за 10 до нашего отъезда МИ-8АМТ грузили для какого-то рейса, и он должен был отсутствовать 10 дней. Была надежда, что он успеет вернуться. Однако пилоты очень неохотно говорили о возможности его использования. Когда мы прилетели в Туру, МИ-8АМТ был в аэропорту; как выяснилось, он так никуда и не летал. Но в Красноярске мы встретили группу туристов из г. Новоуральска (10 человек). Они тоже собирались забрасываться на Мойеро, но немного ниже, чем мы, – в устье р. Мойерокан. Нам удалось договориться с ними, и в результате мы тремя группами (28 человек) забросились в устье р. Хойкта на двух вертолетах, по 14 человек в каждом, то есть с оптимальной загрузкой.

    Видимо, стоит ориентироваться на обычный МИ-8Т. Если есть желание задействовать МИ-8АМТ, это надо специально, с самого начала обговорить с вертолетчиками и добиться от них четкого ответа о возможности использования именно этого вертолета.

    Вертолетчики рассчитывают стоимость заброски, исходя из средней скорости вертолета 180 км/час. Если очень постараться, можно «повысить» среднюю скорость до 200 км/час. Оплата берется в два конца. Во время нашего полета максимальная скорость (замеренная по GPS) достигала 240 км/час. В основном скорость была порядка 210 км/час. Пилоты сказали, что был очень сильный попутный ветер и что назад они полетят гораздо медленнее. Заброска на 300 км обошлась нам в 207000 руб. за каждый борт.

    Отъезд из конечной точки маршрута: пос. Каяк – Хатанга (по желанию и при наличии возможности – катер), самолет Хатанга – Норильск или Хатанга – Красноярск.

    Из пос. Каяк можно позвонить в Хатангу и вызвать катер или ждать оказии. По понедельникам из Каяка в Хатангу ходит транспорт (видимо, катер). Также катером привозят в Хатангу пассажиров с московского рейса, а потом этот катер идет обратно в Хатангу.

    Летом 2006 г. регулярные рейсы из Хатанги в Норильск осуществляла авиакомпания «Заполярье» (2 раза в неделю, самолет АН-26). Авиакомпания базируется в Норильске, в аэропорту «Алыкель». Билеты в Москве продают через «Главагентство», но на продажу в Москве существует лимит – 5 билетов на рейс. Поэтому на момент отъезда из Москвы у нас было 4 билета на 23 августа и 3 билета на 25 августа. Один человек не имел обратного билета. Поскольку в 2003 г. нас спокойно посадили на грузовой рейс авиакомпании «Заполярье» с билетами на рейсовый самолет этой же авиакомпании, то мы полагали, что главное – иметь хоть какие-то билеты, неважно, на какое число. Улетать мы собирались все вместе 23-го августа, к этому сроку мы и собирались закончить поход. Однако трехдневное ожидание рейса из Красноярска в Туру грозило выбить нас из графика и нарушить наши планы. Поэтому на 3-й день сидения в Красноярске мы связались с представителем авиакомпании «Заполярье» и выяснили у него возможности поменять 4 билета с 23-го августа на 25-е. Он связался с Норильском, получил «добро» и билеты нам просто переписали на 25-е (шариковой ручкой в бланке зачеркнули одну дату и написали другую).

    24-го августа днем мы приплыли в Хатангу, пришли в аэропорт и узнали, что авиакомпания «Заполярье» 2 недели назад отменила наш рейс на Норильск. По мере выяснения ситуации оказалось, что на самом деле авиакомпания рейс не совсем отменила, просто прилетающий из Норильска самолет решила отправить не обратно в Норильск, а в Красноярск. Так им удобнее собирать возвращающихся с «Большой земли» отпускников. Поскольку билеты мы покупали в Москве, мы поняли, что деньги за них здесь, в Хатанге, нам возвращать не собираются. Более того, нам объяснили, что «Главагентство» не ставит их в известность, сколько билетов они продали на данный рейс, и о том, что на отмененный рейс есть еще 7 пассажиров, в аэропорту просто не знали.

    Мы сказали, что полетим в Красноярск; оттуда существенно легче добираться до Москвы. Тогда из кассы в офис авиакомпании «Заполярье» послали запрос о возможности посадить нас с имеющимися билетами на рейс до Красноярска. Разница в цене составляла 400 руб. (до Норильска – 7100, до Красноярска – 7500). В результате переговоров получили «добро», и с нас даже не взяли доплату. В самолете, кроме нас, было еще 8 пассажиров.

    В этой ситуации мы в полной мере оценили мудрость нашего руководителя, категорически запретившего брать обратные билеты из Норильска.

    Из Красноярска мы довольно легко улетели в Москву.

  4. Сведения о медицинских пунктах, торговых точках

    Пос. Тура – столица Эвенкии – крупный населенный пункт. Там есть магазины, поликлиника, больница. Но аэропорт «Горный», куда прилетает самолет из Красноярска, находится в 4 км от поселка. В аэропорту МТС не принимает. Нам сказали, что в самой Туре связь есть.

    В с. Хатанга есть магазины, поликлиника, больница. Принимает «Билайн».

    В пос. Каяк есть аптека, магазин и баня.

  5. Заповедные зоны, порядок получения пропусков

    Заповедных зон на маршруте нет.

    С. Хатанга находится в пограничной зоне, поэтому необходимы пропуска. Пограничные управления Хатанги и Дудинки подчиняются Новосибирскому погрануправлению. В Управлении охраны границ и погранслужбы дали следующую информацию (Скорынин Николай Алексеевич, тел. 626-74-75): письмо с просьбой разрешить нахождение на территории Хатангского района необходимо послать в Новосибирск. Адрес: 630132, г. Новосибирск, ул. Сибирская, д. 48. Пограничное управление ФСБ России по Новосибирской области. В письме следует перечислить всех участников и их паспортные данные. Из Новосибирска в Хатангу должны переслать письмо или просто передать информацию. Мы такое письмо послали, но пограничники в Хатанге ничего не получили. Помогли ксерокопия отправленного письма, ксерокопия почтовой квитанции, а также личное знакомство с мичманом Николаенко, который 3 года назад уже собирался нас оштрафовать. Нам пограничники сказали, что посылать бумаги можно непосредственно в Хатангу. Пропуска в Хатанге, как правило, не оформляют; просто предупреждают, что в случае необходимости (если спросят пропуска в пункте прилета) следует сказать, что их отобрали в Хатанге.

    Вывоз камней и других природных материалов. Для вывоза образцов камней или бивней мамонта необходимо иметь лицензию на сбор и вывоз геологических и палеонтологических образцов. В милиции аэропорта Хатанги нам выдали разрешение на вывоз камней (Приложение 1), предварительно просмотрев собранные камни и все имеющиеся у нас бумаги (включая бумагу от Русского Географического общества). Денег за это взять не пытались.

  6. Дислокация и адреса ПСС и ПСО

    Управление по делам ГО и ЧС Эвенкийского АО, Тура.

    Нач. управления: Тронько Владимир Федорович

    Зам. начальника управления: подполковник Кресан Александр Николаевич

    Начальник отдела ПСФ: Уколов Иван Николаевич

    Тел/факс + Н.У.: 8 – 39113 – 2-29-39

    Тел.: 8 – 39113 – 2-22-04

    Красноярский телефон в Туре: 8 – 3912 – 63-63-70

    Оперативный дежурный УГОЧС Таймырского А.О. (Дудинка): 8 – 39111 – 2-24-60, 8 – 39111 – 5-75-11

  7. Наиболее интересные природные и исторические объекты

    Самые интересные природные объекты – это многочисленные скальные стенки по берегам Мойеро, Котуя и их притоков (Фото 11, 26, 49, 97, 98, 101, 102, 107, 115, 117). Они очень красивы и представляют интерес с точки зрения геологии.

    На Мойеро, напротив впадения левого притока р. Мойерокан, находится заброшенная буровая вышка (Фото 64). На правом притоке Котуя р. Кугда-Юрях находится хризолитовый рудник (8 км вверх по течению).

    В отчетах Дю-Вернуа упоминаются обломки самолетов в устьях левых притоков Котуя Тукалана и Бысыттаха. Можно обследовать эти места и прикоснуться, таким образом, к истории освоения этого края.

    В Хатанге находится хранилище мамонтов – музей Мамонта (Фото 123 – 126). Его открыл и финансирует французский предприниматель Бернар Бьюиг.

<<<<<< оглавление >>>>>>>
Hosted by uCoz